Saturday, August 2, 2014

Пример технического задания на разработку веб-сайта

http://www.vasilevsky.net/web-sait-tz

Пример технического задания на разработку веб-сайта


Медленно запрягают — быстро едут.

Русская пословица

Количество страниц, сайтов, площадок, порталов и прочих сооружений в сети internet растет в геометрической прогрессии. И если конкурент запустил свой дот-ком проект уже неделю назад, а супруг/супруга часами не выходит из чата, очень сложно удержаться от соблазна «сотворить и себе что-нибудь этакое». Тем, у кого зачесались руки сказать свое Слово во всемирной сети, посвящается эта статья.

Мы рассмотрим пример технического задания на создание веб-сайта для крупной торговой business-to-business компании. Однако, тот, кому предстоит создавать сайт с прицелом на конечных потребителей, сможет воспользоваться предлагаемой ниже логикой и извлечь свою толику пользы.

Из школьного курса математики я вынес, что поставить задачу — означает пройти добрую половину пути к решению. Аналогично, постановка четкой и детальной задачи веб-разработчику позволяет надеяться на то, что конечный результат оправдает наши ожидания и, как минимум, окупит вложенные средства.

Сегодня на арене — импортер и оптовый поставщик строительных материалов ООО «БиТуБиТум» (далее по тексту Компания).

После того, как вы приняли принципиальное решение о выходе в большое плавание по мировой сети, алгоритм ваших действий может выглядеть следующим образом:

  1. Определить желаемый результат и сумму, которую вы готовы за это заплатить.
  2. Составить в первом приближении техническое задание на разработку веб-сайта.
  3. Составить «длинный» список потенциальных исполнителей проекта.
  4. Оценить уже готовые проекты и сократить список до 5—7 компаний, с которыми будут проведены переговоры.
  5. Познакомиться с избранными и познакомить их со своим заданием.
  6. Пересмотреть свой проект, а, если надо, то и бюджет.
  7. Выбрать разработчика и приступить к работе.
  8. Параллельно с разработкой веб-сайта выбрать имя, провайдера и зарегистрировать домен.
  9. Протестировать продукт, внести необходимые изменения.
  10. Приступить к наполнению, обновлению и продвижению веб-сайта.

Несколько замечаний по ходу изложения:

  • Вы можете использовать предлагаемый документ как шаблон, но обязательно учитывайте при этом особенности свой аудитории, а это, между прочим, не только покупатели, деловые партнеры и журналисты, но также… о Боже!… сотрудники компании.
  • Здесь представлен «идеальный» вариант, который с одной стороны может быть ограничен в исполнении возможностями разработчика (в конечном счете, вашими возможностями), с другой стороны, разработчик может предложить вам дополнительные функции и возможности. Иначе говоря, этот бриф не догма, а точка отсчета.
  • Размер «длинного» списка потенциальных провайдеров ограничивается только вашим временем и желанием, но не поленитесь включить в него не менее 10 компаний.
  • Даже если вы сразу знаете, с кем будете работать, не отказывайте себе в возможности поговорить с другими разработчиками! Во-первых, вы узнаете цены и сможете увереннее чувствовать себя при обсуждении стоимости услуг. Во-вторых, из такого общения вы сможете вынести много ценных и бесплатных идей для своего проекта. Каждая компания имеет свой уникальный опыт, собственные разработки и решения. Считайте, что это консалтинг free of charge.
  • Лучший способ оценить подход разработчика — посетить уже сделанные им проекты. Но учтите, что техническая часть проектов останется «за кадром». Во-первых, вы не узнаете, чего стоил конкретный проект заказчику. Во-вторых, вы не сможете увидеть технической стороны работы проекта. Попросите разработчика показать вам, каким образом осуществляется управление и администрирование уже готовым проектом, потребуется ли вам в дальнейшем помощь разработчика, или вы самостоятельно сможете поддерживать свой веб-сайт.
  • Во время работы над техническими аспектами проекта, не дайте себе забыть о том, что главное любого веб-сайта — содержание. Вы должны будете получить инструмент коммуникации со своими посетителями, а не просто набор статических шаблонов и картинок.

Техническое задание на разработку интернет-сайта компании «БиТуБиТум» Компания «БиТуБиТум»

  • На рынке с 1991 года.
  • Основная деятельность — импорт и поставка на рынок строительных материалов (сухие строительные смеси, керамическая плитка, сантехника).
  • Основные покупатели: строительные компании, мелкооптовые и розничные продавцы стройматериалов.
  • Торговая сеть включает филиалы в городах Киев, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Львов.

Включите в описание все, что, на ваш взгляд, важно знать разработчику: история Компании, каталоги продукции, фирменные стандарты, образцы рекламных материалов и т.д.

Целевая аудитория сайта

  • Уполномоченные принимать решения представители потенциальных компаний-клиентов: снабженцы и первые лица строительных компаний;
  • снабженцы и продавцы дилеров Компании (Украина, СНГ);
  • менеджеры по экспорту и руководители зарубежных поставщиков Компании;
  • генеральные подрядчики и конечные заказчики клиентов наших клиентов;
  • представители отраслевых и деловых СМИ;
  • сотрудники Компании;
  • представители конкурирующих компаний.

Средний возраст аудитории — 30—40 лет, прагматики, ориентированы на результат, рады возможности общения со специалистами своего профиля и уровня. Большая часть специалистов имеет специализированное образование.

Технические возможности: среда Windows, dial-up доступ, базовый размер монитора 15 дюймов.

Потребности потенциальной аудитории

  • Оценить возможности Компании и связанные с ней риски;
  • получить базовую информацию о компании, поставляемой продукции и услугах;
  • получить технические консультации по использованию поставляемых товаров;
  • отправить запрос на получение дополнительных материалов и информации;
  • узнать о новостях Компании;
  • поделиться своими пожеланиями относительно работы Компании и ее сотрудников;
  • установить контакты с поставщиками и партнерами строительного рынка;
  • разместить заказ на продукцию в on-line (в перспективе).

Можно описать аудиторию и задачи каждой из целевых групп в одной таблице, отмечая мотивы и потребности каждой группы посетителей.

Для того чтобы заполнить эту часть задания, опишите, как взаимодействуют ваши сотрудники и клиенты, и каким образом их поведение можно «вынести» в Сеть. Например, если прежде чем сделать заказ клиент просит выслать ему прайс-лист, появляется возможность упростить эту процедуру и себе и клиенту, размещая ассортимент и цены на сайте.

Задачи веб-сайта

  • Предоставить потенциальным клиентам базовую информацию о Компании (история и традиции Компании, структура, описание деятельности, сотрудники, расположение и адреса, схемы проезда, банковские реквизиты, график работы, новости Компании);
  • предоставить рекомендации по использованию поставляемой продукции;
  • предоставить информацию о деловых партнерах Компании;
  • предоставить возможность просчитать количество и стоимость заказа;
  • рекламирование компании посредством участия в рейтингах и отраслевых каталогах;
  • привлечение потенциальных поставщиков;
  • оптимизировать коммуникаций внутри компании посредством единого, обновляемого источника информации (раздел Intranet).

Положительными результатами эксплуатации веб-сайта будут считаться:

  • сокращение времени на предоставление сотрудниками общей информации о Компании и ее продукции;
  • получение запросов от заинтересованных покупателей;
  • получение предложений от заинтересованных поставщиков;
  • пополнение базы подписчиков новостей Компании;
  • активное посещение доски объявлений и раздела «Для партнеров Компании»,
  • высокий индекс цитируемости веб-сайта;
  • аккумуляция и обновление информации филиалов в Intranet.

При разработке разделов «для сотрудников» и «для дилеров» необходимо тщательно продумать систему защиты от несанкционированного доступа, и ввести несколько уровней прав доступа. В любом случае вопрос защиты информации требует внимания, времени и соответствующих усилий.

Рубрики и страницы веб-сайта

  • История компании
  • Цели и ценности компании
  • Фирменный стиль компании
  • Структура компании
  • Руководство компании
  • Кадровая политика компании, вакансии
  • Сотрудники
  • Адреса
  • Банковские реквизиты
  • Схемы проезда
  • Партнеры и дилеры
  • Поставщики
  • Товары (технические характеристики, применение, рекомендации по использованию)
  • Материаловедение (особенности производства, экология и т.п.)
  • Полезная информация (условия Incoterms, таможенное законодательство и т.п.)
  • Занимательное (курьезы, юмор)
  • Ссылки на строительные и архитектурные ресурсы в сети

Сервисы

  • Форма для обратной связи «Задайте вопрос»;
  • калькулятор (просчет стоимости заказа);
  • ответы на вопросы к техническому специалисту (в виде форума);
  • подписка на новости (ведение базы подписчиков, проведение рассылок);
  • доска объявлений «Архитектура, строительство, ремонт, дизайн»;
  • баннеры и реклама партнеров и специализированных сетей;
  • статистика посещения веб-сайта;
  • рассылка новостей компании;
  • поисковый механизм по веб-сайту;
  • смогенерируемая карта веб-сайта;
  • самогенерируемая навигационная панель.

Подраздел сайта для сотрудников компании (Intranet)

  • Корпоративный стиль: описание, элементы шаблоны для загрузки
  • База данных покупателей
  • Руководства и рекомендации
  • Форум
  • Доска объявлений

Иллюстративный материал

  • Элементы фирменного стиля,
  • логотипы поставщиков,
  • изображения продукции,
  • баннеры.

Как говорится, нужное — подчеркнуть, ненужное — вычеркнуть, пропущенное — вписать.

Требования по технической поддержке

  • Возможность обновления сайта через веб-интерфейс;
  • возможность изменять и обновлять веб-сайт, самостоятельно открывая новые разделы и новые файлы, возможность самостоятельного обновления страницы новостей, возможность самостоятельно обрабатывать запросы клиентов, работать с рассылкой, баннерами, просматривать статистику;
  • возможность создавать резервную копию веб-сайта и баз данных;
  • возможность иметь несколько уровней доступа к администрированию веб-сайта;
  • возможность вносить изменения в программные модули (открытый код) и дизайн страниц.

Конечно, можно заказать разработчику создание нескольких готовых страниц, и бегать к нему за помощью всякий раз, когда требуется внести изменения или добавить информацию, но если вы планируете активно использовать веб-сайт — вам потребуется программный модуль создания страниц. Спрашивайте у разработчиков.

Технические условия

  • Максимальный объем страницы 50кб;
  • цветовое оформление — в фирменных цветах;
  • языки: русский, украинский, английский;

Образцы сайтов

По тематике:

По стилю:

В этой части дайте разработчику ориентир, покажите, что Вам нравится.

Структура веб-сайта

В виде списка перечислите разделы и подразделы своего сайта.

И не забывайте, что разработка сайта является не столько проектом, сколько процессом. В этом плане веб-строительство больше похоже на ремонт — конца и края ему не видно.

Василевский Игорь. Отдел маркетинга № 10/2003

Ссылка по теме: Краткое пособие по запуску своего сайта в интернете «Сам себе веб-мастер: шпаргалка для фрилансера».

No comments:

Post a Comment