Пример технического задания на разработку веб-сайта
Медленно запрягают — быстро едут.
Русская пословица
Количество страниц, сайтов, площадок, порталов и прочих сооружений в сети internet растет в геометрической прогрессии. И если конкурент запустил свой дот-ком проект уже неделю назад, а супруг/супруга часами не выходит из чата, очень сложно удержаться от соблазна «сотворить и себе что-нибудь этакое». Тем, у кого зачесались руки сказать свое Слово во всемирной сети, посвящается эта статья.
Мы рассмотрим пример технического задания на создание веб-сайта для крупной торговой business-to-business компании. Однако, тот, кому предстоит создавать сайт с прицелом на конечных потребителей, сможет воспользоваться предлагаемой ниже логикой и извлечь свою толику пользы.
Из школьного курса математики я вынес, что поставить задачу — означает пройти добрую половину пути к решению. Аналогично, постановка четкой и детальной задачи веб-разработчику позволяет надеяться на то, что конечный результат оправдает наши ожидания и, как минимум, окупит вложенные средства.
Сегодня на арене — импортер и оптовый поставщик строительных материалов ООО «БиТуБиТум» (далее по тексту Компания).
После того, как вы приняли принципиальное решение о выходе в большое плавание по мировой сети, алгоритм ваших действий может выглядеть следующим образом:
- Определить желаемый результат и сумму, которую вы готовы за это заплатить.
- Составить в первом приближении техническое задание на разработку веб-сайта.
- Составить «длинный» список потенциальных исполнителей проекта.
- Оценить уже готовые проекты и сократить список до 5—7 компаний, с которыми будут проведены переговоры.
- Познакомиться с избранными и познакомить их со своим заданием.
- Пересмотреть свой проект, а, если надо, то и бюджет.
- Выбрать разработчика и приступить к работе.
- Параллельно с разработкой веб-сайта выбрать имя, провайдера и зарегистрировать домен.
- Протестировать продукт, внести необходимые изменения.
- Приступить к наполнению, обновлению и продвижению веб-сайта.
Несколько замечаний по ходу изложения:
- Вы можете использовать предлагаемый документ как шаблон, но обязательно учитывайте при этом особенности свой аудитории, а это, между прочим, не только покупатели, деловые партнеры и журналисты, но также… о Боже!… сотрудники компании.
- Здесь представлен «идеальный» вариант, который с одной стороны может быть ограничен в исполнении возможностями разработчика (в конечном счете, вашими возможностями), с другой стороны, разработчик может предложить вам дополнительные функции и возможности. Иначе говоря, этот бриф не догма, а точка отсчета.
- Размер «длинного» списка потенциальных провайдеров ограничивается только вашим временем и желанием, но не поленитесь включить в него не менее 10 компаний.
- Даже если вы сразу знаете, с кем будете работать, не отказывайте себе в возможности поговорить с другими разработчиками! Во-первых, вы узнаете цены и сможете увереннее чувствовать себя при обсуждении стоимости услуг. Во-вторых, из такого общения вы сможете вынести много ценных и бесплатных идей для своего проекта. Каждая компания имеет свой уникальный опыт, собственные разработки и решения. Считайте, что это консалтинг free of charge.
- Лучший способ оценить подход разработчика — посетить уже сделанные им проекты. Но учтите, что техническая часть проектов останется «за кадром». Во-первых, вы не узнаете, чего стоил конкретный проект заказчику. Во-вторых, вы не сможете увидеть технической стороны работы проекта. Попросите разработчика показать вам, каким образом осуществляется управление и администрирование уже готовым проектом, потребуется ли вам в дальнейшем помощь разработчика, или вы самостоятельно сможете поддерживать свой веб-сайт.
- Во время работы над техническими аспектами проекта, не дайте себе забыть о том, что главное любого веб-сайта — содержание. Вы должны будете получить инструмент коммуникации со своими посетителями, а не просто набор статических шаблонов и картинок.
Техническое задание на разработку интернет-сайта компании «БиТуБиТум» Компания «БиТуБиТум»
- На рынке с 1991 года.
- Основная деятельность — импорт и поставка на рынок строительных материалов (сухие строительные смеси, керамическая плитка, сантехника).
- Основные покупатели: строительные компании, мелкооптовые и розничные продавцы стройматериалов.
- Торговая сеть включает филиалы в городах Киев, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Львов.
Включите в описание все, что, на ваш взгляд, важно знать разработчику: история Компании, каталоги продукции, фирменные стандарты, образцы рекламных материалов и т.д.
Целевая аудитория сайта
- Уполномоченные принимать решения представители потенциальных компаний-клиентов: снабженцы и первые лица строительных компаний;
- снабженцы и продавцы дилеров Компании (Украина, СНГ);
- менеджеры по экспорту и руководители зарубежных поставщиков Компании;
- генеральные подрядчики и конечные заказчики клиентов наших клиентов;
- представители отраслевых и деловых СМИ;
- сотрудники Компании;
- представители конкурирующих компаний.
Средний возраст аудитории — 30—40 лет, прагматики, ориентированы на результат, рады возможности общения со специалистами своего профиля и уровня. Большая часть специалистов имеет специализированное образование.
Технические возможности: среда Windows, dial-up доступ, базовый размер монитора 15 дюймов.
Потребности потенциальной аудитории
- Оценить возможности Компании и связанные с ней риски;
- получить базовую информацию о компании, поставляемой продукции и услугах;
- получить технические консультации по использованию поставляемых товаров;
- отправить запрос на получение дополнительных материалов и информации;
- узнать о новостях Компании;
- поделиться своими пожеланиями относительно работы Компании и ее сотрудников;
- установить контакты с поставщиками и партнерами строительного рынка;
- разместить заказ на продукцию в on-line (в перспективе).
Можно описать аудиторию и задачи каждой из целевых групп в одной таблице, отмечая мотивы и потребности каждой группы посетителей.
Для того чтобы заполнить эту часть задания, опишите, как взаимодействуют ваши сотрудники и клиенты, и каким образом их поведение можно «вынести» в Сеть. Например, если прежде чем сделать заказ клиент просит выслать ему прайс-лист, появляется возможность упростить эту процедуру и себе и клиенту, размещая ассортимент и цены на сайте.
Задачи веб-сайта
- Предоставить потенциальным клиентам базовую информацию о Компании (история и традиции Компании, структура, описание деятельности, сотрудники, расположение и адреса, схемы проезда, банковские реквизиты, график работы, новости Компании);
- предоставить рекомендации по использованию поставляемой продукции;
- предоставить информацию о деловых партнерах Компании;
- предоставить возможность просчитать количество и стоимость заказа;
- рекламирование компании посредством участия в рейтингах и отраслевых каталогах;
- привлечение потенциальных поставщиков;
- оптимизировать коммуникаций внутри компании посредством единого, обновляемого источника информации (раздел Intranet).
Положительными результатами эксплуатации веб-сайта будут считаться:
- сокращение времени на предоставление сотрудниками общей информации о Компании и ее продукции;
- получение запросов от заинтересованных покупателей;
- получение предложений от заинтересованных поставщиков;
- пополнение базы подписчиков новостей Компании;
- активное посещение доски объявлений и раздела «Для партнеров Компании»,
- высокий индекс цитируемости веб-сайта;
- аккумуляция и обновление информации филиалов в Intranet.
При разработке разделов «для сотрудников» и «для дилеров» необходимо тщательно продумать систему защиты от несанкционированного доступа, и ввести несколько уровней прав доступа. В любом случае вопрос защиты информации требует внимания, времени и соответствующих усилий.
Рубрики и страницы веб-сайта
- История компании
- Цели и ценности компании
- Фирменный стиль компании
- Структура компании
- Руководство компании
- Кадровая политика компании, вакансии
- Сотрудники
- Адреса
- Банковские реквизиты
- Схемы проезда
- Партнеры и дилеры
- Поставщики
- Товары (технические характеристики, применение, рекомендации по использованию)
- Материаловедение (особенности производства, экология и т.п.)
- Полезная информация (условия Incoterms, таможенное законодательство и т.п.)
- Занимательное (курьезы, юмор)
- Ссылки на строительные и архитектурные ресурсы в сети
Сервисы
- Форма для обратной связи «Задайте вопрос»;
- калькулятор (просчет стоимости заказа);
- ответы на вопросы к техническому специалисту (в виде форума);
- подписка на новости (ведение базы подписчиков, проведение рассылок);
- доска объявлений «Архитектура, строительство, ремонт, дизайн»;
- баннеры и реклама партнеров и специализированных сетей;
- статистика посещения веб-сайта;
- рассылка новостей компании;
- поисковый механизм по веб-сайту;
- смогенерируемая карта веб-сайта;
- самогенерируемая навигационная панель.
Подраздел сайта для сотрудников компании (Intranet)
- Корпоративный стиль: описание, элементы шаблоны для загрузки
- База данных покупателей
- Руководства и рекомендации
- Форум
- Доска объявлений
Иллюстративный материал
- Элементы фирменного стиля,
- логотипы поставщиков,
- изображения продукции,
- баннеры.
Как говорится, нужное — подчеркнуть, ненужное — вычеркнуть, пропущенное — вписать.
Требования по технической поддержке
- Возможность обновления сайта через веб-интерфейс;
- возможность изменять и обновлять веб-сайт, самостоятельно открывая новые разделы и новые файлы, возможность самостоятельного обновления страницы новостей, возможность самостоятельно обрабатывать запросы клиентов, работать с рассылкой, баннерами, просматривать статистику;
- возможность создавать резервную копию веб-сайта и баз данных;
- возможность иметь несколько уровней доступа к администрированию веб-сайта;
- возможность вносить изменения в программные модули (открытый код) и дизайн страниц.
Конечно, можно заказать разработчику создание нескольких готовых страниц, и бегать к нему за помощью всякий раз, когда требуется внести изменения или добавить информацию, но если вы планируете активно использовать веб-сайт — вам потребуется программный модуль создания страниц. Спрашивайте у разработчиков.
Технические условия
- Максимальный объем страницы 50кб;
- цветовое оформление — в фирменных цветах;
- языки: русский, украинский, английский;
Образцы сайтов
По тематике:
По стилю:
В этой части дайте разработчику ориентир, покажите, что Вам нравится.
Структура веб-сайта
В виде списка перечислите разделы и подразделы своего сайта.
И не забывайте, что разработка сайта является не столько проектом, сколько процессом. В этом плане веб-строительство больше похоже на ремонт — конца и края ему не видно.
Василевский Игорь. Отдел маркетинга № 10/2003
Ссылка по теме: Краткое пособие по запуску своего сайта в интернете «Сам себе веб-мастер: шпаргалка для фрилансера».
No comments:
Post a Comment